Кто же такой Шубин?

Кто же такой Шубин?
Среди мифологических существ низшего уровня, имеющихся в верованиях восточных славян, особняком стоит образ горного духа по имени Шубин. Сведений о нем нет ни в дореволюционной, ни в советской этнографической литературе. Не упоминают о нем и новейшие фундаментальные издания, такие как двухтомник “Мифы народов мира. Энциклопедия” и “Мифологический словарь”.
Горнорабочим старых промышленных районов Урала и Алтая этот фантастический персонаж тоже был не известен. Поверья о Шубине издавна бытуют только в шахтерском Донбассе, где добыча угля началась в первой половине XVIII века. Там и записали их собиратели фольклора Борис Горбатов и Леонид Жариков. Поскольку они хорошие знатоки истории Донбасса, быта шахтеров, этим записям можно, на наш взгляд, вполне доверять.
Писатель Б. Горбатов отметил, что поверья о Шубине известны на шахтах Макеевки, Горловки, Кадиевки, Краснодона, то есть практически на всей территории Донбасса. Из народных рассказов вырисовывается достаточно ясный образ горного духа. Видели его будто бы седым старым шахтером “с крючком в руках, каким таскают вагонетки”. Обходя штольни, он по-стариковски кашляет. Характерная примета Шубина, по мнению шахтеров, – ярко горящие глаза. Ноги у него “с волосатыми копытами”. Волосы, как известно, на копытах не растут, так что это выражение нужно, очевидно, понимать в том смысле, что тело горного духа покрыто длинными волосами, которые спускаются даже на его копыта. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает этот дух якобы в дальних или в давно заброшенных выработках. Часто бродит он невидимкой по бесконечным подземным лабиринтам. Как и все духи, олицетворяющие стихию, он об-ладает неимоверной, сверхчеловеческой силой. Среди шахтеров о Шубине сложилось однозначное мнение: он – хозяин шахты, владыка здешних подземных богатств.
Как и другие духи, “хозяева земли” вроде водяного, лешего, полевика, русалки, домового и других, Шубин отличается одновременно необыкновенной добротой, щедростью к людям и чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к людям алчным, наглым и особенно к угнетателям шахтеров. Записаны рассказы о том, как Шубин обрушил к ногам трудолюбивого шахтера гору угля, так что счастливец разбогател за одну ночь; как Шубин помогал шахтерам в их тяжелом труде, например сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: “Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!”, Шубин доказал, “кто тут на самом-то деле хозяин”, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями. Злую шутку сыграл горный дух со стариком-стволовым, защекотав его до полусмерти. В общем, Шубин – злой и опасный дух, встреча с ним, по мнению шахтеров, не к добру!
Шубин помогает рабочим, попавшим под завалы, но может под землей сбивать людей с дороги. В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул все нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин (дух-хранитель угольных шахт) бегает и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас все обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило».
Однако данный рассказ полностью соответствует процессу развития динамики такого хорошо изученного явления, как горный удар. Следует заметить, что поверье всё же спасло жизнь шахтёров, не знакомых с физикой процессов горного давления.
Есть и другие версии происхождения названия. Одна из легенд говорит, что это рабочий, некогда из-за подлости товарищей погибший от взрыва метана. По другой версии это фамилия одного горного мастера, имевшего талант предугадывать опасные ситуации под землей. Согласно ещё одной версии, наиболее близкой к правде, Шубин — это специальный рабочий-газожёг, выжигавший скопления метана на шахте (такому специалисту посвящена тема группы Prodigy — «Firestarter»). Рабочий-газожёг в XIX веке ходил в овчинном тулупе, вывернутом мехом внутрь, с обезжиренной кожей, и буквально факелом поджигал газо-воздушную смесь в выработках, предупреждая взрывы газа. Также есть поверье, что Шубин — это душа погибшего горняка, блуждающая по забоям, что не противоречит душе погибшего рабочего-газожёга[1].
Сквозь эти легенды, разумеется, ясно проступает их первооснова, причины, породившие их, – суровая действительность горняцкой жизни на шахтах стародавнего времени. Поверья о донецком Шубине сближают его со многими другими горными духами, имеющимися, например, в мифологии западных славян, – польским Скарбником, чешским Перкманом, а также с персонажами германской мифологии вроде троллей.
Несмотря на то, что прозвище этого духа явно происходит от слова “шуба”, упоминания о ней в этом цикле поверий нет. Логичнее всего, на наш взгляд, объяснить имя духа как иносказание, намекающее на густую шерсть, которой он якобы покрыт, словно шубой. Обилие волос на теле – характерная черта восточнославянских духов природы: водяного, лешего, полевика, русалок (заметим кстати, что Шубин, как и русалки, щекочет людей).
Волосат и такой популярный персонаж русской демонологии, как домовой. И эта примета очень устойчива в поверьях о нем от Центральной России до Забайкалья. Интересен, в частности, образ домового в поверьях недалекого от Донбасса Острогожского уезда Воронежской губернии, где издавна живут рядом русские и украинцы: “Подобен виду человека самых преклонных лет, с длинной, седою, всклокоченной бородою... Все тело покрыто жесткими волосами... Ноги лошадьи, с копытами...” Как видим, сходство острогожского домового с Шубиным большое.
Все упомянутые духи так или иначе связаны с земными недрами. Волосатость – отражение их связи с могучими производящими силами земли, ее богатствами. И образ Шубина, на наш взгляд, является порождением и развитием этих древних и чрезвычайно живучих взглядов на природу и ее мифических владык.
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_745.html
Добрый Шубин. Правда и вымыслы шахтерского эпоса
Своеобразный сказовый эпос создавался и в среде шахтеров Донбасса. Он создавался независимо от сказовой традиции, слагавшейся в более старых районах горнозаводской промышленности — на Урале и в Сибири, хотя и в характере труда и в условиях быта шахтеров Урала и Донбасса было немало общего. Как там, так и здесь — те же каторжные условия труда под землей, те же придирки, несправедливости и произвол рудничной администрации, те же грубость, обсчеты и издевательства в обращении с рабочими, те же гнетущие картины быта, тесные, зловонные «балаганы», пьянки, драки...
В одном из самых ранних произведений донбасского фольклора — предании «Шубин» отразились примитивные, суеверные воззрения шахтеров на жизнь и природу, их наивная вера в существование под землей какой-то грозной силы, которая по своей прихоти может погубить шахтеров, а может пощадить, помочь и принести им счастье.
«В шахте, — говорится в предании, — был хозяин — Шубин. Иногда он может очень много помогнуть человеку, а другой раз осердится и выгонит из шахты. Как только выйдет последняя клеть с народом, он седым стариком садится в клеть и спускается в шахту. После этого шахта обязательно окажется затопленной. А то бывает он в виде человека-невидимки. Гоняет да гоняет вагоны с углем и дает заработать очень много, как был случай с одним шахтером в Грушевке».
Далее в сказе повествуется о том, как один шахтер, кутнувший под праздник и пропивший все до копейки, вызвался поехать в шахту и выполнить там срочную работу. В шахте он встретил старика с железным крюком в руках и принял его за стопорного. Но потом оказалось, что это был Шубин. Шахтер так перепугался, что поседел и не мог больше оставаться на шахте ни одного дня. Заканчивается предание в спокойном повествовательном тоне: «С тех пор этого молодца никто и никогда не видел в Грушевке». Пересказанный нами вариант предания о хозяине угольных пластов Шубине был записан в 30-х годах XX века в городе Шахты, и действие его происходило в том же городе — бывшем Александровске-Грушевском, или, как называли в просторечье, Грушевке. Это предание о Шубине знают в различных вариантах старые шахтеры и в других районах донецкого края — в Горловке, Кадиевке, Макеевке, Краснодоне... В каждом из вариантов имя героя, его характер и способность содеять и добро, и зло остаются неизменными, но Шубин выступает в различных перевоплощениях: если в «Грушевском» варианте он старик, работающий под землей дежурным в рудничном дворе, у клетей, то в другом варианте, который довелось слышать где-то писателю Борису Горбатову, он — бывший шахтер, поссорившийся с шахтовладельцем-иностранцем и из-за мести взорвавший его шахту. С тех пор он бродит по заброшенным горным выработкам и пугает шахтеров: «Ну, кому встретится — тому, значит, скоро амба: завалит». Шахтерская фантазия приписывала Шубину самые необычные поступки: то он защекотал до полусмерти старика-стволового в рудничном дворе, то явился в шахте к забойщику, человеку трудолюбивому, рубившему в узком забое — печке крепкий пласт. Забойщик увлекся и забыл обо всем на свете. Вдруг «кто-то дернул его сзади за чунь». Забойщик подумал, что это кто-то из шахтеров шутит, и продолжал старательно орудовать обушком. Его снова дернули. Шахтер ругнулся, но не стал отвлекаться. Но вот его дернули снова несколько раз, и он гневно обернулся в сторону назойливого шутника. Но... в печке никого не было. А потом уже дернули его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход. И в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало... Вырвались столбы черной угольной пыли, сплошным потоком стали выкатываться из печки крупные куски угля, и навалило их скоро огромную кучу. Забойщик, выходит, благодаря заботе Шубина и сам спасся, и заработал в эту ночь уйму денег.
Забавные истории
Шахтеры — большие любители всяких забавных историй. Кое-кто из них, тем более самые суеверные, забитые, несомненно, верили в существование какой-то неподвластной человеку подземной силы, которой в шахте надо остерегаться. Под землей человеку нередко приходилось наблюдать грозные явления, но постигнуть их своим умом и правильно объяснить их он не мог. В шахте случались внезапные обвалы, взрывы, затопления горных выработок водой, хлынувшей неведомо откуда, случались, да случаются и теперь, внезапные выбросы угля и газа. В тишине, под мрачными сводами горной выработки, слабо освещаемой тусклым светом шахтерских ламп, настороженный слух рабочего, оставшегося в силу различных обстоятельств в одиночестве под землей, уловит и гулкие раскаты оседающих пород, и потрескивание древесной крепи, и шипение воздуха, непременно сопровождающие отслаивание в кровле пластинок глея. Все эти загадочные явления суеверный шахтер, тем более еще не привыкший к шахте новичок, мог объяснить проявлением чего-то сверхъестественного и враждебного человеку.
Однако среди шахтеров было не столь уж много простаков: суровая жизнь, привычка к опасности, подстерегающей их под землей на каждом шагу, отчаянная готовность в любую минуту постоять за себя, неверие в Бога, коль наделил он их такой горькой судьбой, не уживались с верой и в Шубина. Поэтому наряду с преданием о хозяине пластов они рассказывали при случае, например, во время перекура в нарядной, всякие истории, в которых не было ничего таинственного. Так, в одном из сказов шла речь о козле, который случайно забрел по наклонному стволу в шахту и долго бродил там по горным выработкам, пугая народ.
Другой сказ — «Как гусь зарубщиков из шахты выгнал». В этом сказе все события изображаются через восприятие одного суеверного шахтера. В тот день, когда случилась с ним беда, зарубщики завели между собой разговор о колдунах, ведьмах и о Шубине. Нервы у шахтера, когда он работал в лаве, были напряжены до предела. И вдруг неподалеку от него, в «воздушной», то есть в вентиляционном ходу, что-то зашуршало и захлопало.
— Ведьма! — крикнул забойщик и кинулся бежать. А позади него все продолжало что-то хлопать и кричать «го-го-го». Вслед за паникером, побросав инструмент, бежали и остальные зарубщики. Не на шутку струсив, они едва выбрались из шахты. Хозяину сообщили, что под землей появилась, видимо, нечистая сила, и надо бы пригласить попа, отслужить молебен. Хозяин прибежал в казарму и набросился с ругательствами на зарубщиков, поднявших панику. Но волей-неволей пришлось принимать какие-то меры. Кстати, старики-шахтеры вызвались полезть за хорошую плату в шахту и поймать нечистую силу. И вывезли они из шахты... самого обыкновенного гуся.
Сказы в Донбассе обычно можно услышать из уст престарелых шахтеров, немало потрудившихся на своем веку. Им есть о чем рассказать дотошным и любознательным слушателям, коими чаще всего оказываются молодые горняки, приехавшие недавно в Донбасс и осваивающие тут при помощи и под отеческим призором умелых, кадровых рабочих горняцкие профессии. Новоселов, естественно, интересует и прошлое, и настоящее этого края, где им предстоит жить и трудиться. Иному шахтеру-старику случается выступать перед молодежью в общежитии или клубе не однажды, и с каждым разом его рассказ становится все интереснее, все содержательнее и обретает все новые и новые краски.